Дороги России - под строгим контролем

Прошедший, 2016-й год, смело можно назвать для Поволжского учебно-исследовательского центра "Волгодортранс" Саратовского государственного технического университета имени Ю.А.Гагарина ключевым. Дело в том, что в регионе резко возрос объем строительных работ по ремонту автомобильных дорог и дворовых территорий многоквартирных домов. Пики востребованности в услугах учебно-исследовательского центра приходились в основном на советское время и первые постсоветские годы. Правда тогда предприятие называлось по-другому - 4 февраля 1956 года приказом №18 по Саратовскому областному управлению автомобильного транспорта и шоссейных дорог для обеспечения дорожно-эксплуатационных участков производственной дорожно-сметной документацией была создана группа рабочего проектирования при "Саруправтошосдоре" в составе 7 человек.

В январе 1962 года группа рабочего проектирования преобразована в проектно-сметную группу численностью 20 человек. В октябре 1970 года из проектно-сметной группы создали проектно-сметное бюро, в состав которого вошли 28 человек.

В феврале 1977 года в связи со значительным увеличением объемов проектных работ при управлении "Саратовавтодор" создается Проектно-сметная контора, куда входят и изыскательские отряды и геологический отряд, а так же филиал конторы в городе Балаково. В эти годы создания сети районных и областных автомобильных дорог выполнялся самый большой объем проектирования автомобильных дорог, искусственных сооружений, мостов, паспортизации построенных автомобильных дорог, обследования мест под площадки отдыха, проектирование баз дорожных участков, и т.д. Численность сотрудников возросла до 120 человек.

В 1983 году Проектная Контора ПРСО "Саратовавтодор" переехала в отстроенный новый 4 корпус СПИ. В этот период предприятие находилось на пике подъема. В год заключалось до ста договоров на проектирование объектов дорожного комплекса. Проектировалось до 200 км автомобильных дорог, десятки новых мостов, объектов ПГС.
В июле 1993 года Проектная контора "Саратовавтодор" получила статус Государственного проектного предприятия "Дорпроект" и до 1995 года не снижала темпов работы по выпуску проектно-сметной документации. Однако, после банкротства. Случившегося в связи со снижением финансирования дорожного строительства, было принято решение о создании Поволжского учебно-исследовательского центра "Волгодортранс" СГТУ, чтобы сохранить основные средства производства и сохранить кадровый состав основных высококвалифицированных специалистов. 

Следует отметить, что всплеск востребованности в услугах учебно-исследовательского центра всегда совпадает с увеличением числа ремонтируемых и вновь возводимых дорог, чем Саратовская область может похвастаться в последнее время. 

"Губернатор Валерий Радаев уделяет пристальное внимание качеству ремонтов автомобильных дорог и дворовых территорий, - говорит директор Поволжского учебно-исследовательского центра "Волгодортранс" Сергей Андронов. - Для нас это означает, востребованность в качестве специалистов по осуществлению строительного контроля за ремонтом дворовых территорий и автомобильных дорог. Причем, в Саратовской области значительный объем работ по строительному контролю выполняется именно нашей организацией. Привлекают нас подрядчики с той целью, чтобы качество работ, которые они сдают, было гарантированно на высоком уровне, чтобы спустя несколько лет после выполнения дорогостоящих ремонтов, не потребовалось повторно ремонтировать, выполняя свои гарантийные обязательства".

"Несмотря то, что заказчиком работ по строительному контролю являются сами подрядные организации, это не освобождает их от того, чтобы устранять выявленные недостатки. Они относятся к этому с пониманием, достойно, выдерживают критику - продолжает Сергей Юрьевич. - После нашей строительной экспертизы подрядчик получает предписание по устранению недостатков – необходимость разборки бортового камня, демонтаж асфальтового покрытия, если оно некачественное, и после этого уже ремонтирует как это требуется в соответствии с нормативными документами и условиями контрактов. После нашего положительного заключения сдает объект муниципальному заказчику, на территории которого работы велись. Там, где мы осуществляли строительный контроль, даем гарантию качества и долговечности результатов работ". 

К сожалению, не бывает объектов без проблем в том числе и серьёзных. В частности, есть объекты, где асфальтобетонное покрытие не принимается и подлежит полному демонтажу. Такие подрядные организации после получения отрицательного заключения строительного контроля не получают оплату за свою работу по причине низкого качества или не полностью выполненного объёма работ. 

С этого года дорожная экспертиза в нашей организации вышла на новый уровень. В "Волгодортрансе" обновили свою экспертно-аналитическую лабораторию, оснастили ее новым высокопроизводительным оборудованием. Современное оборудование позволяет очень быстро давать оценку качества, не затрагивая ход работ и не снижая их темп. Это особенно важно в периоды межсезонья. Раньше экспертиза длилась 10 дней, сейчас - всего одни сутки. 

География работ учебно-исследовательского центра весьма широка - его специалисты работают по всему региону и за его пределами, к примеру, в Волгоградской области - там возводятся объекты к Чемпионату мира-2018. Но все же основные силы сотрудников центра сосредоточены в Саратове.

"Из знаковых объектов, которые нам доверили в этом году, это строящаяся пешеходная зона на улице Рахова. Там мы полностью проверяем качество всех подрядных работ. Вместе с подрядной организацией стремимся к тому, чтобы работы были выполнены в срок. Также в этом году качество ремонтов дворовых территорий практически во всех районах города Саратова, оценивает наша организация", - говорит Андронов.

Кроме строительных экспертиз занимаются в "Волгодортрансе" и научными разработками. Ученым центра под руководством Сергея Андронова удалось разработать, запатентовать и внедрить технологию армированного асфальтобетона, который позволяет полностью исключить колееобразование на участках спусков-подъемов, вблизи светофоров и в целом избавить город от колейности. Проще говоря, в асфальтобетон перед его укладкой на дорогу добавляются прочные волокна, вытянутые из расплавленного базальта. В итоге полотно даже в жару не проминается, так как его эти волокна армируют, делают жестче. За эту разработку центр "Волгодортранс" второй год становится победителем конкурса "Дороги России" в номинации "Инновация года" (в прошлом году аналогичное признание было получено за внедрение в асфальтобетон полиакрилнитрильной фибры). 

"Все научные разработки мы, являясь социально ответственным предприятием, внедряем с максимально возможной пользой для жителей нашего региона. Разработанную и запатентованную мною методику по применению технологии армированного асфальтобетона, мы опробовали на территории областной больницы, саратовской городской поликлиники №10 и школы №77. Опытное внедрение показало высокую эффективность данной технологии при фактически той же самой стоимости. Прочностные характеристики увеличились в 2 раза, что позволяет предполагать, что срок работы покрытия тоже увеличится в 2 раза", - рассказал Сергей Андронов.

Ежегодно сотрудники центра, ученые кафедры транспортного строительства СГТУ разрабатывают и патентуют более десятка инноваций и изобретений, которые в дальнейшем предлагаются для реализации различным дорожным ведомствам. Одной из интереснейших разработок является покрытие против скольжения. Особый материал исключает падение людей, выходящих из автобусов. Опытные образцы внедрены и успешно работают на остановочных павильонах в Москве и селе Усть-Курдюм под Саратовом. 

Остается надеяться, что разработки "Волгодортранса" и в дальнейшем будут внедряться на территории Саратова и области, сотрудники центра готовы предложить массу идей, уже запатентованных и прошедших производственное внедрение.

Еще одной сферой деятельности предприятия является образование и повышение квалификации профильных специалистов-управленцев.

"Этот год для нас стал прорывным также и в образовательной деятельности, поскольку представители заказчика, городских администраций и подрядных организаций проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации на нашей базе с целью получения новых знаний, чтобы повысить свой профессионализм в сфере работ по благоустройству и ремонту автомобильных дорог. По завершении, сдав экзамены, обучающиеся получают диплом государственного образца и удостоверение о повышении квалификации, чтобы более профессионально осуществлять свою деятельность. Методика преподавания соответствует федеральным образовательным стандартам", - рассказал Сергей Андронов. 

Каждый год, в третье воскресенье октября, дорожные работники отмечают свой профессиональный праздник. В этом году он приходится на 15 октября.

"Дорогие наши коллеги, - обращается к дорожникам директор Поволжского учебно-исследовательского центра "Волгодортранс" Саратовского государственного технического университета Сергей Юрьевич Андронов. - Хочу от всего нашего коллектива и от себя лично пожелать вам, а точнее всем нам, чтобы еще одной российской бедой стало меньше. Желаю вам больших объемов заказываемых работ, которые, я уверен, будут выполнены исключительно в соответствии с требованиями качества. Спасибо вам за понимание, которое вы проявляете при выявлении нами тех или иных ошибок во время строительных экспертиз, и самое главное - спасибо, что вовремя их ликвидируете. Берегите себя, ведь от вас зависит, по каким дорогам нам ездить, по каким тротуарам и дворам ходить. И помните - все вместе мы делаем одно общее дело, на благо нашего региона!".

 


Последние события